В муниципальном учреждении Татарско-Кандызская средняя общеобразовательная школа Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в 1988 году был создан единственный в республике музей “Хлеба” с краеведческим уклоном. В 1995 году он стал лауреатом Республиканского смотра - конкурса школьных музеев.
Инициатором, руководителем его создания стал ветеран труда, преподаватель истории Халиуллин Шамиль Адиулович. Шамиль Адиуллович был не только организатором и создателем Музея, он был и самым эмоциональным, самым знающим его экскурсоводом. Ведь в музее все – от каждого колоска до витрин и последнего гвоздя собрано и сделано его руками и руками его учеников. Для него работа в музее – служение святому делу. Он вдохновенно рассказывал ребятам о трагических страницах истории этого древнего села, о его героических годах, когда здесь проходила дивизия Чапаева. Легендарный комдив вместе с комиссаром Д.Фурмановым останавливался в Татарском Кандызе. За свой долголетний, плодотворный педагогический труд Шамиль Адиулович награжден юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100 летия со дня рождения В.И. Ленина», нагрудным знаком «За заслуги в образовании.
Музей “Хлеба” является центром учебно- воспитательной работы в школе и районе. Музей посещают учащиеся Бавлинского района, Республики Башкортостан, Оренбургской области. За время своего существования музей принял много знатных гостей: министра просвещения Республики Татарстан Ф.Харисова (в
В экспозициях музея собран демонстрационный материал (более 700 экспонатов) об истории хлеба, альбомы о растительных культурах родного края, ленты батыров хлебной нивы, сочинения ребят о хлебе и многое другое. На столах выставлены экспонаты: серп, сито, крупорушки – ручные мельницы, хлебная лопата, различные сорта пшеницы, рожь, ячмень, просо, горох и другие сельскохозяйственные культуры. В просторном зале Музея всё продумано до деталей: рядом с пышными снопами щедрых пшеничных колосьев чёрные, чуть больше спичечного коробка, кусочки Ленинградского блокадного хлеба, как суровое напоминание потомкам о блокадной трагедии жителей великого города.
Многочисленные стенды рассказывают об истории хлеба:
- Стенд «Хлеб в царской России» рассказывает о том, кому принадлежала земля в царской России, кто был самый крупным землевладельцем. Из 20 млн. крестьянских хозяйств в царской России: 60% - бедные, 20%- средние, 15 % - безземельные, 34% - безинвентарные;
- стенд «Октябрь - крестьянину», «Хлеб в семье Ульяновых» рассказывает о бережном отношении к хлебу в семье Ульяновых, о воспитании уважения к труду хлебороба;
- стенд «Хлеб гражданской войны» рассказывает о трудностях тружеников села в годы гражданской войны, как Ф. Дзержинский вел беспощадную борьбу за спасение народа от голода;
- стенд «Хлеб Великой отечественной войны» рассказывает о том, как началась война, как фашисты уничтожали хлебные поля. Много воин переживало человечество, но история не знает примера, когда воины в перерывах между боями возвращались к сугубо мирному труду, создавали подсобные хозяйства, пахали, сеяли, косили и молотили хлеб, изготавливали походные мельницы;
- стенд «Блокадный хлеб» рассказывает о том, как тяжело было выживать в блокадном Ленинграде без продуктов питания. О том, как Таня Савичева вела записи в ежедневнике о гибели от голода своих близких и родных, как выжила в такое тяжелое время. Учащиеся знакомятся с блокадным 50 гр., 75 гр., 100 гр., 200 гр. хлебом;
- стенды «Восстановление народного хозяйства», «Сколько лет хлебу», «Великое поле», «Подумаем об этом», «Сколько хлеба можно получить с
- стенд «Города и села, названные в честь хлеба» показывает географию городов названные в честь хлеба: Житомир, Хлебниково, Хлебодарное, Хлебники и др.
По школьному музею можно бродить часами – столько в его экспонатах интереснейшей информации, человеческих судеб, так или иначе связанных с хлебом.
Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 19:01