История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 80-е годы 18 века в эти края из Бугульминской слободы под конвоем пришли староверы, участвовавшие в восстании Пугачева под религиозным знаменем. В течение пяти лет ссыльные раскольники вырубали лесные массивы, жгли пни, готовили площади под будущие пашни. Затем им разрешили строить дома и жить здесь на поселении. Это стало началом рождения села. Первое массовое переселение началось в 90-е годы 18 века. Вдоль безымянной речушки, ныне Крымка, застучали топоры, зазвенели пилы, строились бревенчатые дома Кулагиных, Панариных, Колесниковых и других переселенцев из Елецкого уезда Орловской губернии. Параллельно шел переселенческий поток из Курской губернии. Так образовалось село Большая Ефановка (первоначальное название села Крым-Сарай), просуществовавшее до конца 19 века. Старожилы села утверждают, что его переименование связано с особенностями речки. Она была густо заросшей ивняком, поэтому с берега ее не было видно, слышалось лишь журчание. Сельчане говорили: «Течет будто под сараем». А «Крым» произошло от слова «закрыта». И шутливое словосочетание «Крым-Сарай» вскоре вытеснило из обихода и из официальных документов название «Большая Ефановка». Село входило в состав Александровской волости Бугульминского уезда Оренбургской, а с 1851 года – Самарской губернии.

Дела и заботы крестьян

Дома в те времена ставили вдоль речки тесно друг к другу, образуя одну длинную улицу. Крыши крыли соломой, редко – тёсом. В случае пожара огонь вылизывал до 15-20 дворов. Обстановка в домах была убогой. Во многих семьях по вечерам жгли лучину, были распространены свечи и тусклые лампадки и лишь в немногих, более зажиточных семьях, можно было увидеть яркий свет «семилинеек». Главным занятием крестьян являлось земледелие. Земля в этих краях была очень щедрой на урожай зерновых, было много лугов для выпаса скота. Сельчане сеяли то, что было проверено опытом. Пшеницу, овёс, гречиху, а также рожь, потому что даже в неурожайные годы эта неприхотливая культура могла дать сносный урожай. Немало забот было связано с уходом за скотом. За коровой следили, как за ребенком. После отела ее заводили в избу, доили, поили теплым пойлом, сдобренным мукой. Если лошадь считалась работницей, то корова – кормилицей. Но в случае, когда надо было сделать выбор между коровой и лошадью, предпочтение отдавалось лошади. Поэтому за ней ухаживал хозяин. Сельчане занимались не только земледелием, но и ремеслом. Мужчины строили дома, мастерили мебель, изготавливали орудия труда. Каждый крестьянин считался мастером на все руки. Создавались целые трудовые династии: Слезкины – гончаров, Кулагины – портных и плотников, Астафьевы – столяров, Панарины – кузнецов и другие. Особым уважением в селе пользовались портной Анисим Михайлович, сапожник Емельян Михайлович и мастер по изготовлению свеч и гребешков Никита Мареевич, живший в землянке за рекой.

Село Крым-Сарай было большим. Раскинувшись веером вдоль речки в два порядка, оно простиралось на 7 километров. К концу 19-го века здесь насчитывалось более 2000 жителей (сегодня в селе проживает 517 человек). По праздникам наполняли окрестности колокольным благовестом две церкви. В селе был большой базар, который собирал торговцев и покупателей из соседних деревень и Бугульмы.  В 1862 году здесь открылась первая приходская трехклассная школа. Помещалась она в простом крестьянском доме рядом с церковью. Большое внимание уделялось изучению молитв. Учителями были Христофор Петрович, Анна Аксентьевна Федянины и Евгения Ефимовна, Мария Ефимовна Вдовины. В 1899 году была построена земская школа, ныне это здание Совета сельского поселения. Пользовались уважением среди больных земский врач Иван Александрович Ченин и фельдшер Григорий Петрович.

Недолгая жизнь коммуны

Советская власть в Бугульминском уезде установилась 23 февраля 1918 года. Была образована коммуна и в селе Крым-Сарай. Ее председателем стал Самуил Николаевич Лыков. На землях коммуны паслись отнятые у кулаков и помещиков стада лошадей и скота. Но коммуна просуществовала недолго. Осенью в село вошли белочехи. Войдя в контору коммуны, чешский офицер спросил: «Где председатель?» Самуил Лыков схитрил, сказав: «Председатель только что ушел завтракать. А я сторож». Чехи бросились к дому Самуила. Не застав Лыкова, они арестовали его брата Родиона, которого потом отпустили. А Самуил тем временем скрылся из села. Ходили слухи, что он создал партизанский отряд и действовал на железной дороге между станицей Ютаза и Бугульма. Но больше его никто не видел.

Гражданская война

Во время гражданской войны село не было свидетелем каких-либо военных действий. Но местные богатеи, вернувшие свое добро из коммуны, затаили зло на «бесштанников». Как-то произошел такой эпизод. У богача Тульникова предотрядовцы отобрали хлеб, насыпали в обозы и привезли в Крым-Сарай. Крестьянин Никифор Лыков предложил разместить обозы на ночь в его дворе. Этим воспользовались кулаки. Ночью они разобрали крышу Никифора, проломили потолок и закололи его вилами. Потом лопатой отрубили нос, уши. В ту же ночь они жестоко избили Сидора Елесина и Ивана Бурыкина.

В годы гражданской войны в Поволжье свирепствовал голод. Не обошел он и Крым-Сарай. Люди ели разную траву. В 1922 году, спасаясь от голода, многие уезжали в Сибирь, туда же подался и отец будущего Героя Советского Союза Михаила Панарина.

Коллективизация

Коренной перелом в жизнь крымсарайцев внесла коллективизация. Многие охотно шли в колхозы, видимо сказалась давняя традиция этих мест – всякую трудную работу (сенокос, уборку) выполнять артельно, как говорили тогда, «помочью». В короткий срок были созданы 3 колхоза. Возглавили их опытные и грамотные колхозники: Илья Колесников, Тарас Лыков и Тит Котельников. Главным критерием крепости колхозов было наличие коней, как основной тягловой силы. Но коней не хватало. Нечем было удобрить истощенную землю. Не хватало органики, а о минеральных удобрениях и речи не было. Для интенсивного подъема сельского хозяйства требовались машины, но главное – специалисты, и не только агрономы, зоотехники, но и просто грамотные исполнители.

Время безбожия

Борьба с неграмотностью была в ту пору задачей огромной важности. С этой целью в 1933 году в Крым-Сарае была построена семилетняя школа колхозной молодежи. Ее украсили оградой, перенесенной от церкви. Крышки многих парт изготовили из церковных икон. В 1939 году школа стала средней. Старожилы с благодарностью вспоминают учителей тех лет: П.Нехорошкова, Н.Есипову, А.Сотникова, В.Либанову, З.Космовскую и других.

Вставай, страна огромная…

Великая Отечественная война выбила из колеи привычную жизнь сельчан. Более 300 здоровых мужчин ушли на фронт. Ряды фронтовиков пополнили и молодые девушки: Евдокия Хворонова, Татьяна Колесникова, Анна Корытина, Анна Панарина. Охваченный патриотическим порывом выпускник местной школы, поэт Александр Пьянов пишет письмо Сталину: «Прошу зачислить меня в армию, так как хочу защищать нашу Великую Родину от фашистских захватчиков». Вскоре пришел положительный ответ. Более 200 крымсарайцев погибли на фронте.

Второе рождение колхозов

Еще перед войной в селе организовали 4 колхоза: «Искра», «Марат», «Солнце», «Вперед». А после войны их укрупнили, в итоге стало два – «Прогресс» и «Завет Ильича». В 1953 году на их базе был создан совхоз «Ждановский». Крым-Сарай вошел во 2-е отделение, его управляющим назначили бывшего председателя колхоза «Завет Ильича» Н.Кравченко.

В ноябре 1965 года Крым-Сарай отделился от совхоза «Ждановский» и преобразовался в совхоз «Панаринский» с центральной усадьбой в Крым-Сарае. В 1993 году совхоз стал подсобным хозяйством ОАО «Агрохимсервис». В те годы в нем имелось 4088 гектаров сельхозугодий, в том числе 2719 – пашни, 708 голов крупнорогатого скота. Средняя урожайность зерновых в 1996 году  составляла 33,8 центнера с гектара.

Последнее обновление: 20 июня 2022 г., 13:21

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International